Администрация муниципального образования "Кошехабльский район" Республики Адыгея

11 апреля 2024 г. 11:00

К 90-летию района!

Казбек Шхаумежев… Судьба этого замечательного человека во многом складывалась так же, как и у многих его сверстников, родившихся в середине 30-х годов прошлого столетия.

Родился он в ауле Кошехабль 17 июня 1936 года в семье уважаемых простых людей Япона и Муслимет Шхаумежевых. И, как полагается по древнему горскому обычаю, радостный отец посадил в саду деревце и заложил фундамент для строительства нового дома.

Казбек рос трудолюбивым и любознательным. Уже в юношеские годы он понимал, что его будущее непременно будет связано с музыкой. Вскоре он устроился на работу в районный Дом культуры. В то время директором РДК был Борис Агержаноков — талантливый и умелый организатор, а художественным руководителем — Умар Тхабисимов, уже известный профессиональный музыкант и композитор.

Начало творческого пути Казбека было ознаменовано значимыми событиями. Одно из них — участие в Международном фестивале молодежи и студентов в 1957 году в Москве, в составе большой группы артистов из Адыгеи.

При подготовке к этому событию в Майкопе был создан хор под руководством известного во всем мире композитора Вано Мурадели, в нем пел и Казбек Шхаумежев, имеющий красивый баритон. Впоследствии на базе этого коллектива был создан Государственный ансамбль песни и танца, где некоторое время работал Казбек. И быть бы ему танцором и певцом в профессиональном коллективе, но любовь к своей малой родине оказалась сильнее, и он вернулся в родной аул.

Трудился в должности директора Кошехабльского РДК, и за короткий промежуток времени районный Дом культуры превратился в центр народного творчества и искусства Кошехабльского района. Создавались молодежные творческие коллективы, первым — ансамбль песни и танца, в котором начинали свою творческую деятельность Амербий Кулов, Рамазан Сиюхов, Чеслав и Вячеслав Анзароковы. Коллективу ансамбля рукоплескали на концертных площадках не только в Адыгее, но и за ее пределами.

В ансамбле работали композиторы и музыканты Умар Тхабисимов, Каплан Туко, певица и композитор Майя Сапиева, художественный руководитель Юрий Ушиев, балетмейстер Заур Батмен, музыканты Нурбий Туов, Рамазан Хаджироков и многие другие.

В силу некоторых обстоятельств в начале 80-х годов Казбеку Японовичу пришлось уехать за пределы Адыгеи. Когда он вернулся, то в 1991 году ему предложили вновь возглавить районный Дом культуры, и он вдохнул в него свежий ветер творческого созидания. В коллективы художественной самодеятельности стали возвращаться преданные искусству люди, молодежь потянулась к истокам возрождения национального самобытного искусства. Через некоторое время Казбек Шхаумежев был назначен первым заместителем начальника управления культуры района и директором Центра народной культуры и искусства.

Вскоре по инициативе композитора Умара Тхабисимова при поддержке Министерства культуры РА в районе создали новый творческий коллектив — театр «Золотой кинжал». Официальное открытие театра состоялось в Кошехабле, в концертном зале ДШИ, в апреле 1992 года. Директором театра стал Казбек Шхаумежев, художественным руководителем и главным балетмейстером — Аслан Болоков.

В мае 1993 года коллектив театра участвовал в Международном фестивале греческой культуры «Геленджику улыбается солнце». С каждым годом география выступлений театра Тхабисимова расширялась все больше и больше. Помимо Адыгеи и соседних районов Краснодарского края, артисты выезжали на гастроли в города черноморского побережья, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, выступали на концертных площадках Москвы в честь юбилея столицы.

1995 год был ознаменован выступлением ансамбля «Золотой кинжал» на Международном фестивале народного творчества «Калининград-95». Затем была поездка в Ялту на Всемирный фестиваль, выезд в Анкару (Турция) на юбилейные мероприятия.

За большой вклад в развитие национальной культуры и многолетний труд Казбеку Шхаумежеву было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РА».

Наследники и продолжатели начатого Казбеком дела и сегодня добром вспоминают своего руководителя и наставника и также воспитывают подрастающее поколение на традициях многовековой национальной культуры.